Как изменится Экологический Кодекс

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос

2 июля состоялось выездное заседание Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан, посвященное обсуждению актуальных вопросов проекта Экологического кодекса Республики Казахстан.
В заседании Комитета приняли участие депутаты Мажилиса Парламента РК, Министр экологии, геологии и природных ресурсов, директора департаментов отраслевого министерства, представители ассоциаций природопользователей (Атамекен, АГМП, КAZENERGY), Ассоциация экологических организаций Казахстана, Казахстанская электроэнергетическая ассоциация, ТОО «Зеленый мост».
Основной темой заседания было обсуждение проекта Экологического Кодекса РК.
Министр во вступительном слове отметил, что важным элементом при подготовке нового Экологического кодекса должна стать прозрачность его создания. Все заинтересованные стороны должны иметь возможность высказать свое мнение и внести предложения. При этом он отметил важность качественного изменения исходного документа, вспомнив, что «поспешать нужно медленно».
Председатель КЭРК А. Примкулов в своем выступлении описал основные изменения в проекте Экологического кодекса:

1.В проект нового Экологического Кодекса вошел новый большой блок по Стратегической экологической оценке (СЭО). СЭО будет касаться только государственных программ и стратегий.
К стратегическим документам, которые подлежат СЭО относятся:
документы Системы государственного планирования, направленные на развитие сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, энергетики, промышленности, включая разведку и добычу полезных ископаемых, транспорта, управления отходами, водного хозяйства, телекоммуникаций, туризма, планирования развития городских и сельских территорий, использования и охраны земель, если реализация таких документов создает условия для осуществления видов деятельности, подлежащих обязательной оценке воздействия на окружающую среду;
градостроительные проекты общегосударственного значения, градостроительные проекты планирования регионального значения, градостроительные проекты развития и застройки населенных пунктов;
республиканские, областные и региональные схемы (проекты) землеустройства, схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов, лесоустроительные проекты государственных лесовладений.
Проведение СЭО на этапе разработки стратегических документов поможет снизить экологические риски на этапе государственного планирования.

2.Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Концепция ОВОС пересмотрена в соответствии с практикой ОЕСD. ОВОС должен разрабатываться перед этапом проектирования (до разработки РП). Перечень предприятий, подпадающих под ОВОС будет представлен в Приложении к Экологическому кодексу.

3.Комплексные экологические разрешения (КЭР) коснутся только объектов 1 категории опасности. Для объектов 2 категории ситуация не изменится. Объекты 3 категории будут отчитываться в уведомительном порядке (декларативно), а объекты 4 категории будут освобождены от отчетности по охране окружающей среды. На разработку справочников уйдет 3-5 лет, 10-15 лет на внедрение НДТ.

4.Автоматический мониторинг. В настоящее время присутствует в ЭК, однако носит добровольный характер. Предприятия 1 категории должны будут внедрить систему автоматического контроля выбросов/сбросов на основных источниках (выбросы более 10000 т/год) по 6 загрязняющим веществам. По рекомендации КЭРК перечень ЗВ может быть расширен.

5.Государственный контроль. Новый ЭК позволит проводить внезапное посещение объектов. В настоящее время, проходит неделя после аварийного случая, прежде чем инспекторы смогут попасть на объект. Планируется участие общественности в подобных проверках, однако КЭРК планирует создать реестр общественных организаций/лиц. Критерии аккредитации пока не уточнены.

6.Административная ответственность. Планируется усиление ответственности в области ООС, так срок давности правонарушений и срок рецидива увеличат до 3 лет. Штрафы повысятся в 2 раза (КОАП), при этом А. Примкулов отметил, что они еще значительно ниже стран ОЕСD. В новом ЭК исключат косвенный ущерб.

7.Отходы. Произойдёт переход на европейскую классификацию отходов. Деятельность в области обращения с отходами будет лицензирована.

Основные вопросы и опасения вышеперечисленных Ассоциаций касались перехода на КЭР. Так, КAZENERGY, АГМП представили свои расчеты по переходу на НДТ, которые говорили о необходимости инвестирования значительного количества финансовых средств для внедрения новых технологий. По мнению Ассоциаций, государство должно предоставить льготы при переходе на НДТ и дать еще год на разработку ЭК. По словам представителя МНЭ переход на НДТ нефтяной и горнодобывающей отрасли может обойтись в 2 трлн тенге. При этом до 80% средств могут быть потрачены на иностранное оборудование и уйдут из страны.

Ряд вопросов касался целевого использования экологических платежей, проект ЭК предлагает 100% этих средств использовать на реализацию мероприятий по охране окружающей среды. Однако, этот шаг нужно учитывать при планировании бюджетов регионов и разъяснять изменения на местах.
А. Соловьева отметила в своем выступлении, что необходимо включить в новый ЭК компенсационные мероприятия, которые позволят восстанавливать ущерб, нанесённый ОС. Также она обозначила важность и необходимость проведения оценки затрат на лечение и реабилитацию людей, заболевших вследствие загрязнённости ОС. Эти затраты могут быть намного выше, чем стоимость их предотвращения (внедрение НДТ).
По результатам заседания Министр отметил, что существуют разные точки зрения и наша общая задача, учитывая все мнения, создать качественный документ, который позволит улучшить качество окружающей среды.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку