СТАТЬЯ ПО ПРОЕКТУ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ВОПРОСАМ ПЕРЕХОДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН К «ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКЕ».
В июне 2012 года на Конференции по устойчивому развитию «Рио+20» все страны мира поддержали инициативы Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. – Программу партнерства «Зеленый мост» и «Глобальную энерго-экологическую стратегию», предлагающие совместные и практические механизмы для перехода к «зеленой экономике».
«Зеленая экономика» - это экономика с высоким уровнем качества жизни населения, бережным и рациональным использованием природных ресурсовв интересах нынешнего и будущих поколений, создающая условия для развития бизнеса и улучшения инвестиционного климата страны.
В посланиях Главы государства «Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политическийкурс состоявшегося государства» и «Нұрлыжол – путь в будущее» определены четкие ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на переходе страны на «зеленый» путь развития.
С этой целью в 2013 году Указом Главы государства утверждена Концепция по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике».
С момента принятия Концепции государственными органами была начата работа по созданию нормативно-правовой базы «зеленой экономики». С 2013 года государственными органами совместно с представителями общественности и частного предпринимательства была начата разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перехода Республики Казахстан к «зеленой экономике».
В августе 2014 года в соответствии с Планом законопроектных работ проект Закона был внесен в Правительство.По результатам рассмотрения Правительством даны замечания касательно отсутствия в проекте механизмов реализации некоторых положений Концепции по переходу к «зеленой экономике», внедрению принципа расширенных обязательств производителя, созданию согласованной системы утилизации отходов, переработке и захоронению опасных и токсичных отходов и внедрению экологически безопасных технологий и процессов, а также, норм, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности Казахстана и снижения административных барьеров для предпринимательской среды.
В мае 2015 года Министерством энергетики доработанный проект Закона представлен на рассмотрение Мажилиса Парламента. В июне текущего года проведено три презентации проекта Закона в комитетах Мажилиса.
Для включения в состав рабочей группы по подготовке заключения по проекту Закона в Мажилис Парламента предложены кандидатуры представителейгосударственных органов,Национальной палаты предпринимателей, различных международных и некоммерческих организаций.
В проект Закона вошли нормы, позволяющие решить экологические вопросы и улучшить качество жизни населения.
Так, проектом Закона предлагаются меры по:
1) дальнейшему эффективному использованию водных ресурсов;
2) возобновляемой электроэнергетики;
3) совершенствованию системы управления отходами;
4) развитию устойчивого и восокопроизводительного сельского хозяйства;
5) снижению загрязнения воздуха;
6) перехода к институциональным механизмам, улучшающим окружающую среду и экологическое качество жизни.
Проект Закона вносит изменения и дополнения в 4 кодекса,такие как Земельный, Водный и Экологический кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, и 6 законов - «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», «О государственных закупках», «О поддержке использования возобновляемых источников энергии», «О недрах и недропользовании», «О газе и газоснабжении».
По устойчивому использованию водных ресурсов:
Предлагаются нормы, уточняющие понятие «водоохранная зона» и регулирующие порядок выдачи земельных участков расположенных вблизи от водных объектов, на которых не установлены водоохранные зоны и полосы.
Предлагается введение понятий «стандартов качества воды», «удельной нормы водопотребления или водоотведения», «укрупненной нормы водопотребления или водоотведения».
Предлагается разработать единую систему классификации качества водных объектов, целевые показатели состояния поверхностных водных объектов; уточнить редакцию первичного и вторичного водопользования, обязанностей водопользователей и установить лимиты водопользования; нормы, направленные на сокращение объемов забора воды.
Изменения и дополнения по регулирования развития агропромышленного комплекса и сельских территорий наделяюткомпетенциями уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса функциями по ведению государственного мониторинга и оценки мелиоративного сельскохозяйственных посевов и внедрению водосберегабщих систем орошения.
По энергосбережению, повышениюэнергоэффективности и развитию возобновляемой электроэнергетики:
Уточняются понятия«условные потребители электрической энергии от возобновляемых источников энергии», «индивидуальный потребитель электрической и (или) тепловой энергии»,«нетто-потребитель электрической энергии». Введется новые понятия, такиекак «целевые показатели развития сектора возобновляемых источников энергии», «договор о подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии», «резервный фонд».
Предлагаются изменения и дополнения в компетенцию уполномоченного органа в части обеспечения планомерного развития ВИЭ и отбора проектов, включаемых в План их размещения.Также предлагается обязать энергопроизводящие организации, использующие ВИЭ,оснащать солнечные электростанции устройствами накопления энергии, осуществлять внутрисуточное регулирование выработки электрической энергии.Вводятся дополнения по поддержке при подключении объектов по ВИЭ с целью обеспечения своевременного подключения объектов ВИЭ к сетям. Исключается ограничения по месячному лимиту для нетто-потребителей т.е. существующий месячный лимит в объеме не более 500 кВт/ч в месяц не выглядит привлекательным для индивидуальных установок ВИЭ.
Предлагается создание резервного фонда при Расчетно-финансовом центре (РФЦ) в целях обеспечения финансовых обязательств РФЦ перед объектами ВИЭ исовершенствования механизма присоединения к сетям Единой электроэнергетической системы Республики Казахстан.
Вводятся изменения в фиксировании тарифов для стимулирования внедрения объектов по использованию возобновляемых источников энергии.
По снижению загрязнения воздуха:
Предлагается уточнение понятия «оператор установки», а именно ими могут быть не только юридические лица, но и физические лица в лице индивидуальных предпринимателей, «паспорт установки» с учетом вводимого определения понятий «базовый уровень выбросов парниковых газов» и «план мониторинга». Введется новые понятия«погашение квот на выбросы парниковых газов», «базовый уровень выбросов парниковых газов», «план мониторинга выбросов парниковых газов».
Предлагается уточнение компетенции уполномоченного органа в области охраны окружающей среды,уточнение государственного регулирование в сфере выбросов и поглощений парниковых газов.
Кроме того, предложены нормы по совершенствованиютребований к торговле углеродными единицами,процедуре мониторинга,квотирования на выбросы парниковых газов,Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов.
Вводятся корректировки в системе верификации и валидации в целях приведения в соответствии с некоторыми действующими законодательными актами.
Исключено понятие сертификата на выбросы парниковых газов, в целях автоматизации системы, а также,требовании к операторам.
В целях обеспечения внутреннего рынка странысжиженным нефтяным газом предусматриваются поправки в части запрета на незаконный вывоз льготного сжиженного нефтяного газа, его перепродажу между газосетевыми организациями, а также, установление соответствующей ответственности за вышеуказанные нарушения.Вводится новое понятие «метан угольных пластов», а также, в целях унификации данного термина уточняются понятия «природный газ» и «сырой газ».
По управлению отходами:
Вводятся понятия «раздельный сбор коммунальных отходов», «оператор расширенных обязательств производителя», «бесхозяйные отходы». Уточняются основные принципы иерархии управления отходами.
Предлагается уточнение компетенции уполномоченного органа в области охраны окружающей среды, и компетенцииместных представительных органов районов, городов областного значения, города республиканского значения, столицы в области коммунального хозяйства в целях регулирования тарифов на сбор, вывоз, захоронение и утилизацию коммунальных отходов в административных границах городов Астаны и Алматы.Дополнительно акиматы наделяются компетенциями касательно организации осуществление раздельного сбора коммунальных отходов.
Вносятся дополнения к экологическим требованиям:
-
при производстве и использовании потенциально опасных химических веществ, в целях реализации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях;
-
к полигонам размещения отходов касательно захоронения твердых бытовых отходов;
-
при обращении с отходами производства и потребления;
-
при обращении с коммунальными отходами.
Исключается регистрация паспорта опасных отходов в связи с тем, что составление паспортов опасных отходов производится предприятиями самостоятельно и носит уведомительный характер.
Кроме того, предлагается поэтапное введение расширенных обязательств производителя и «зеленых закупок», где приоритет имеет продукция и товары произведенные с использованием вторично переработанного сырья.
Проект Закона прошел научную правовую и экономическую экспертизы, государственную экологическую экспертизу. Рассмотрен Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и аккредитованными при Министерстве энергетики организациями.
Принятие проекта Закона позволит усовершенствовать законодательную базу страны, будет способствовать совершенствованию мер по обеспечению развития «зеленой экономики», экономики без вреда и нагрузки на окружающую среду.
Керей Бекберген Дүйсенбайұлы
Директор департамента зеленой экономики Министерства энергетики Республики Казахстан
Источник: http://energonews.kz/