Прогнозный расчет административных штрафов за превышение лимитов на выбросы парниковых газов

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
Задать вопрос
22 Декабря 2017

Функционирование угольных станций в условиях регулирования парниковых газов

В сентябре 2013 года на проведенном Казахстанской Электроэнергетической Ассоциацией совещании, посвященном данному вопросу, был рассмотрен разработанный Министерством окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан проект Национального плана распределения квот на выбросы парниковых газов на период 2014-2015 годы и его влияние на деятельность электроэнергетической отрасли Казахстана. Участники совещания констатировали, что принятие данного Национального плана может привести к негативным последствиям для всей электроэнергетической отрасли и поставить под угрозу дальнейшее развитие экономики страны.

В декабре 2013 года, несмотря на возражения Национальной палаты предпринимателей РК, республиканских ассоциаций, объединяющих промышленные предприятия электроэнергетической, нефтегазовой, горнодобывающей отраслей, Национальный план распределения квот на выбросы парниковых газов на 2014-2015 годы (далее – Национальный план) был утвержден соответствующим постановлением Правительства РК.

В настоящий момент основная доля электро — и теплоэнергии страны производится на угольных станциях, и в обозримой перспективе угольные станции продолжат играть важную роль в электроэнергетике Казахстана. Согласно Концепции перехода к «зеленой» экономике (Указ Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой» экономике»), доля возобновляемых источников энергии к 2020 году составит только 3%. При этом, существующие технологии ветровой и солнечной энергетики не позволяют их функционирование без наличия системы резервирования энергоснабжения от традиционных источников энергии. Отсутствие газовой инфраструктуры и высокая стоимость газа препятствует переходу электроэнергетики страны на природный газ в ближайшие годы. Ограниченность водных ресурсов означает небольшие перспективы роста гидроэнергетики. Следовательно, растущие потребности экономики Казахстана в тепловой и электрической энергии в среднесрочной перспективе могут быть покрыты только за счет дальнейшего развития угольных станций, что означает объективное увеличение объемов сжигаемого угля и выбросов парниковых газов.

В то же время, без учета особенности функционирования и развития электроэнергетической отрасли Казахстана, Министерство окружающей среды и водных ресурсов Республики Казахстан подготовило Национальный план, направленный на сокращение объемов выбросов парниковых газов с достижением к 2020 году 7% снижения объемов выбросов от уровня выбросов 2010-2011 годов. При этом Национальный план абсолютно не учитывает следующие объективные факторы развития электроэнергетической отрасли страны:

— 86% выбросов парниковых газов в Казахстане приходится на станции, работающие на угле;

— более 80% производства электрической и тепловой энергии в Казахстане осуществляется на станциях, использующих в качестве топлива уголь и мазут;

— в последние годы рост экономики Казахстана привел к ежегодному увеличению потребления электроэнергии на 4-5%;

— согласно оценкам Министерства экономики и бюджетного планирования РК реальный рост экономики Казахстана в 2014-2018 годах составит 6-7,1%;

— по прогнозу Министерства индустрии и новых технологий РК производство электроэнергии к 2030 году вырастет до 145-150 млрд. кВт*ч (по сравнению с 91 млрд. кВт*час в 2012 году);

— теплоснабжение всех городов и крупных населенных пунктов страны осуществляется на основе централизованной системы теплоснабжения и предполагается дальнейшее развитие системы централизованного отопления;

— развитие государственных программ ФИИР и «Доступное жилье — 2020» предполагает значительное увеличение объемов потребления тепловой и электрической энергии в ближайшие годы;

Принятый Национальный план создаст кризисную ситуацию во всей электроэнергетической отрасли страны, так как выделяемые объемы квот для электроэнергетической отрасли значительно меньше требуемых для нормального функционирования данной отрасли. Механизм распределения квот в Национальном плане основан на историческом принципе и базируется на фактических объемах выбросов 2010-2011 годов с коэффициентами ежегодного снижения на 0% в 2014 году и на -1,5% в 2015 году, при этом не учитываются фактический и прогнозируемый рост производства электроэнергии до 2030 года. Достижение такого уровня сокращения объема выбросов парниковых газов возможно только, если предприятия энергетической отрасли Казахстана будут ограничивать свою деятельность, отказывая в поставке новым потребителям и сокращая объемы производства в последующие годы. И это касается вновь введенных производств, так как методика распределения квот не учитывает уровень эффективности субъекта регулирования.

Несмотря на то, что Национальным планом предусматривается создание резерва объема квот на 2014 и 2015 годы, рассчитывать на гарантированное выделение недостающих объемов квот из резерва у станций нет оснований, так как, согласно пункту 4 статьи 94-5 Экологического кодекса, резерв объема квот национального плана предназначен лишь для его распределения в случае введения в эксплуатацию новых установок в приоритетных секторах экономики и передается в управление подведомственной организации уполномоченного органа для продажи на условиях опциона. При этом планируемое увеличение объемов производства, не связанное с изменениями конструкционных характеристик установки источника выбросов парниковых газов и вводом в эксплуатацию новых источников выбросов, на сегодняшний день законодательством не рассматривается как основание для выделения дополнительных квот из резерва Национального плана.

Пунктом 7 статьи 94-2 Экологического кодекса определено, что в случае превышения установленного объема квот природопользователь вправе компенсировать свои обязательства по сокращению выбросов парниковых газов единицами квот, приобретенными у другого природопользователя, имеющего резерв. Однако, учитывая прогнозируемый рост потребления электроэнергии, затраты на приобретение недостающего объема квот даже при самой минимально приемлемой прогнозируемой их рыночной стоимости могут исчисляться миллиардами тенге. При невозможности покупки станцией недостающих квот последуют многомиллиардные штрафные санкции (Приложение). При этом, энергопроизводящие организации не в состоянии конкурировать на торгах по продаже квот с предприятиями из других секторов экономики из-за отсутствия соответствующих средств в тарифе. Так как значительная часть предприятий энергетики являются субъектами естественных монополий в области производства тепловой энергии, приобретение энергопроизводящими организациями недостающих объемов квот на платной основе неизбежно приведет к увеличению и без того высоких тарифов на тепловую и электрическую энергию. Это также потребует предоставления дополнительных дотаций из бюджета для социально незащищенных слоев населения.

Принятый Национальный план приведет к значительному сокращению объемов производства в электроэнергетической отрасли, что прямо отразится на снижении объемов добычи в угольной промышленности и железнодорожных перевозок. Существенно это повлияет на динамику роста всей промышленности, так как электроэнергетика Казахстана не сможет в полной мере обеспечить растущие потребности новых производств в электрической и тепловой энергии и более того, будет вынуждена сокращать объемы поставки в адрес своим действующим потребителям. В таких условиях реализация проектов в рамках государственных программ ФИИР и «Доступное жилье — 2020» будут сорваны только из-за искусственного ограничения Национальным планом объема производства энергетической отрасли Казахстана. Рост стоимости электроэнергии и тепла прямо отразится на конкурентоспособности отечественного бизнеса и увеличит социальное напряжение в регионах. Фактически данный Национальный план вводит «налог на экономическое развитие» Казахстана и ставит под угрозу дальнейший рост экономики страны. Учитывая то, что энергопроизводящие предприятия Казахстана являются социально значимыми объектами, которые обязаны обеспечивать жизнедеятельность городов и крупных населенных пунктов, снабжая тепловой и электрической энергией население и промышленность, к вопросам сокращения выбросов парниковых газов при постоянно растущей потребности экономики Казахстана в тепловой и электрической энергии надо относиться достаточно взвешенно и комплексно. Необходимо проведение тщательного экономического анализа влияния Национального плана на дальнейшее развитие экономики страны и конкурентоспособность отечественного бизнеса. При этом следует учесть, что в мировой практике на сегодняшний день отсутствуют технологии и установки, внедрение которых позволило бы сокращать выбросы парниковых газов при сжигании угля. Единственной альтернативой углю угольных станций является газовое топливо. Однако газификация северных, центральных и восточных регионов страны планируется только после 2030 года. Учитывая сложившуюся ситуацию, требуется конструктивное рассмотрение Национального плана с участием всех заинтересованных государственных органов и представителей бизнес-сектора с целью выработки оптимального решения по вопросам регулирования выбросов парниковых газов без ущерба развитию электроэнергетической отрасли и экономики страны.

В 2015 году КЭА подготовили и внесли в рабочую группу Мажилиса Парламента РК предложения в проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам экологии» об отсрочки ввода в действие Национального плана распределения квот и торговли квотами до 2018 г. Предложения были поддержаны депутатами Парламента РК и Правительством РК.

Шаймерден Абильмажинович Уразалинов
Председатель Казахстанской электроэнергетической ассоциации



Прогнозный расчет административных штрафов за превышение лимитов на выбросы парниковых газов и затрат на приобретение дополнительных объемов квот в 2015 году

Screen Shot 2017-12-22 at 5.56.04 PM.png

Источник: http://eenergy.media 

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку